Сладкая сказка

26 августа 2009, 11:35
Кондитерская династия Абрикосовых: неординарные рецепты вкусных сластей и эффективных рекламных кампаний

Покупая конфеты и шоколад Бабаевской фабрики, далеко не все задумываются о том, что 85 лет назад она называлась фабрикой Абрикосова. В дореволюционной России Абрикосовы были королями сладостей.
Если бы до революции проводились конкурсы на лучшие проекты в области рекламы и маркетинга, то в них неизменно побеждал бы "шоколадный король" Алексей Иванович Абрикосов (1824 - 1904).

Взять хотя бы кампанию в московских газетах в последних числах 1879 года. Сообщение о том, что Абрикосов распределил продавщиц по своим магазинам по цвету волос, то есть блондинок - в одни, а брюнеток - в другие, вызвало невиданный ажиотаж. Народ валом валил посмотреть на это диво и установить, где торгуют "черненькие", а где - "беленькие". Особенно много было мужчин, которых обычно нечасто увидишь в кондитерских лавках. Повышенный интерес представителей сильной половины человечества объяснялся просто: говорили, что все продавщицы, как на подбор, молоденькие красавицы.

Проверяя газетное сообщение, москвичи, естественно, дегустировали и знаменитые абрикосовские вкусности: глазированные фрукты, пастилу, конфеты, в том числе и знакомые всем уже полтора века "Раковые шейки" и "Гусиные лапки", а также многочисленные сорта шоколада, кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, мармелад, варенье. Как написал один из московских журналистов, "и Медный Всадник не удержался бы и прискакал бы к нам из Петербурга на дни проведения этой очередной оригинальной рекламной акции".

КОНФЕТА КАК ДОКУМЕНТ ЭПОХИ

Россияне с удовольствием покупали сласти от Абрикосова не только из-за их отменного вкуса, но и… на память. Разноцветные яркие листовки со счастливыми улыбающимися детьми - главными сладкоежками - так и зазывали купить конфеты, шоколад и пастилу. Еще были открытки с загадками и головоломками; серии вкладышей, посвященные известным артистам, ученым и деятелям культуры, - все это способствовало тому, что продукция абрикосовской фабрики никогда не залеживалась на прилавках, а сопровождавшие их обертки и вкладыши коллекционировались и передавались из поколения в поколение.

Художественный уровень при этом был столь высок, что изделия абрикосовского паевого "Товарищества" в 1882 и 1896 годах становились лауреатами проходивших в Москве Всероссийских художественно-промышленных выставок.

Шоколад с клеймом "Абрикосовский" часто дарили друг другу влюбленные, а калачи с засахаренными фруктами были очень популярными подарками на дни рождения. Абрикосов предвосхитил даже появление киндер-сюрприза: кроме открыток, в коробках с конфетами и шоколадом можно было найти календарики, бумажные игрушки, мозаики, карандаши, изящные блокноты и т.д. Реклама "Товарищества" размещалась во всех крупных газетах и журналах, она манила прохожих яркими вывесками на витринах магазинов, огромными плакатами на стенах домов, листовками на афишных тумбах. На рекламу и упаковку уходил почти каждый пятый рубль прибыли.

Именно Абрикосов придумал заворачивать в золотую фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов, без которых сейчас трудно представить Новый год. Со временем он открыл в Хамовниках цех большой и малой упаковки, который возглавлял известный художник Федор Шемякин. Не удивительно, что красочная упаковка кондитерских изделий Абрикосова тоже пользовалась большим спросом у коллекционеров. Разнообразные мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, конфет, печенья, мармелада, баночки для варенья и компотов и конечно же многочисленные коробки из металла, жести, лозы, картона, дерева и стекла с мельхиоровыми накладками и обтянутые бархатом и муаром собирали так же увлеченно, как открытки. Они были настолько красивы и элегантны, что их было жалко выбрасывать.

Металлическими ларцами с литографиями и богатой росписью, в которых Абрикосов, кстати, первым из московских промышленников получивший в 1899 году почетное звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", поставлял свои сласти августейшим особам, можно сейчас полюбоваться в музеях кондитерского концерна "Бабаевский", продолжателя традиций "Товарищества". За высокое качество продукции Абрикосову разрешили изображать герб Российской империи на упаковке и этикетках своих сладостей, в рекламе и на вывесках магазинов.

Конечно, не забывал "шоколадно-абрикосовый король" и о таких важных составляющих успешного бизнеса, как персонал и места продаж. Посетители заходили полюбоваться роскошной внутренней отделкой, зеркалами и хрусталем абрикосовских магазинов в Солодовниковском пассаже, на Кузнецком мосту, в Верхних торговых рядах (теперь ГУМ), на Тверской и Лубянке в Москве; на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, на Крещатике в Киеве, на Дерибасовской в Одессе и в Ростове-на-Дону и попадали в руки отлично подготовленных и на удивление вежливых приказчиков, которые ненавязчиво, со знанием дела уговаривали попробовать то или иное лакомство. Устоять против комбинации роскоши, красоты и вежливости могли немногие.

ФРУКТОВАЯ ФАМИЛИЯ

Конечно, даже самые продвинутые реклама и маркетинг не помогут продать товар низкого качества. Но как раз за качество Абрикосовы не беспокоились, с этим проблем у них никогда не было.

Родоначальником кондитерских королей считается Степан Николаев (1737 - 1812), крепостной статской советницы Анны Петровны Левашовой, жившей в селе Троицкое Чембарского уезда Пензенской губернии. Наверное, Степан и сам был не рад, что варил такое вкусное варенье и пастилу из абрикосов и мармелад из яблок и ягод. Барыне так нравились сладости крепостного кулинара, что она долго не хотела давать ему вольную. Уговорить Левашову отпустить его на оброк удалось лишь в 1804 году, когда Степану было уже 67.

Николаевы быстро освоились на новом месте. Качество джема, пастилы, варенья и конфет было таким высоким, что Степан быстро обзавелся клиентурой, открыл в Китай-городе лавку и записался в купцы Семеновской слободы. В 1814 году, через два года после смерти главы семейства, Николаевы официально сменили фамилию и стали Абрикосовыми. Во главе семейного бизнеса, располагавшегося тогда на Варварке, встал старший сын Иван (1792 - 1848). Купец второй гильдии с 1820 года, он значительно увеличил число работников и ассортимент выпускаемых изделий. Дела шли бойко. Из книги объявленных капиталов Семеновской слободы, хранящейся в архивах, следует, что его капитал составлял значительные для начала XIX века 8000 рублей.

ОДЕССКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ

Успехи вскружили Ивану Абрикосову голову. Вместе с братом Василием он купил табачную фабрику, а для расширения кондитерского производства взял крупный кредит, вернуть который не смог. Пришлось в 1838 году продать табачный бизнес, а сыну Алексею из-за резкого ухудшения финансового положения семьи так и не удалось окончить коммерческое училище. Бросив учебу в 14 лет, он постигал университеты в кондитерской фирме Гофмана, поставлявшей Абрикосовым сахар и орехи.

Неизвестно, какой бы получился из него бизнесмен, если бы он остался учиться, но работа у немца Гофмана сначала посыльным, а позднее бухгалтером явно пошла ему на пользу. У Гофмана он зарабатывал 5 рублей в месяц, выучил немецкий язык и получил бесценный опыт работы на передовом предприятии.

В 1848 году Алексей стал владельцем маленькой кондитерской мастерской. Поняв, что с ручным трудом успеха не добиться, он закупил станки для терки миндаля и прессовки монпансье, а позднее установил энергетическую силовую установку мощностью в 156 л. с. В 1873 году Абрикосов преобразовал мастерскую в фабрику и одновременно с этим одним из первых установил паровую машину мощностью в 12 л. с. Через 7 лет фабрика была преобразована в Паевое фабрично-торговое товарищество. Кроме главы семейства, пайщиками в нем состояли пятеро сыновей: Николай, Иван, Владимир, Георгий и Алексей. А всего помощников было предостаточно: 10 сыновей и 12 дочерей.

Алексей Абрикосов был не только отличным маркетологом, но и превосходным организатором. В 1873 году на фабрике работали 120 человек, которые выпускали 512 тонн кондитерских изделий в год на 325 000 рублей. К концу века число работников увеличилось почти до двух тысяч, а объем выпускаемой продукции - до 928 тонн (4 млн рублей). Еще при жизни Алексея Ивановича на фабрике было проведено электричество, что не только облегчило условия труда, но и повысило его производительность.

Фабрика состояла из нескольких двух- и пятиэтажных корпусов и имела фруктовое, мармеладное, бисквитное, холодильное и сушильное отделения, шоколадную мастерскую и вспомогательные производства. На территории было возведено благоустроенное общежитие, в котором каждый рабочий жил в отдельной комнате. Филиал фабрики в Симферополе выпускал варенье, компоты, глазированные орехи, засахаренные фрукты, марципаны, каштаны в сахаре и другие кондитерские изделия.

Алексей Иванович лично закупал на Болотном рынке ягоды и фрукты для производства и придумал рецепты нескольких сортов конфет. Он нарушил западную монополию на глазированные фрукты. После того как абрикосовские специалисты раскрыли секрет их изготовления, коронным изделием фабрики стали арбузы, слива и вишня в шоколаде.

Поставив дело, Абрикосов передал в 1874 году кондитерскую фабрику сыновьям Николаю и Ивану, а сам "увлекся" чаем. Сначала он стал компаньоном, а затем и владельцем Торгового дома "Братья К. и С. Поповы", принадлежавшего родственникам его жены. Природная смекалка помогла ему и здесь. При нем чай начали возить из Китая не через Сибирь, что было очень долго и дорого, а по морю через Одессу. Для закупок чая за границей, которые в то время проводились в основном в фунтах стерлингов, он открыл в Лондоне представительство "Товарищества", которым руководил один из сыновей. От торговли чаем Алексей Иванович отошел в конце восьмидесятых годов и передал компанию сыну Владимиру и внуку Борису.

В начале XX века "Товарищество" входило в пятерку крупнейших кондитерских фирм России и было самым большим в Москве. Основной капитал, составлявший в 1880 году 500 000 рублей, к 1917 году увеличился до 2 млн рублей.

Алексей Иванович - самый яркий представитель семьи Абрикосовых. В 1867 году он становится купцом первой гильдии, в 1879 году - коммерции советником, а еще через 17 лет получает ранг статского советника, дававший право на потомственное дворянство. Абрикосов был одним из основателей Московского учетного банка, входил в правления Московского купеческого общества взаимного кредита, страхового общества "Якорь", Московской конторы Государственного банка.

Алексей Иванович Абрикосов умер в 1904 году. До 1917 года кондитерская фабрика успешно работала под управлением сыновей и внуков. После революции она была национализирована, а в 1922 году получила имя Бабаева, который несколько месяцев руководил Сокольническим райисполкомом. Однако на этикетках до тридцатых годов продолжали писать в скобках: "быв. Абрикосова". Знаменитый бренд оставался залогом качества и высоких продаж.

СЕРГЕЙ МАНУКОВ
Источник: sostav.ru

Также в разделе:

Российские кондитеры подарили Месси торт на День рождения...

Право торговли в 1 тыс. киосков Москвы выставят на торги до конца года...

Экспорт сельхозпродукции поставят под особый контроль...

Бесплатные экскурсии пройдут 11 и 12 мая на 50 столичных заводах...

Впервые в производстве хлебобулочных изделий применены российские робот...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

"Ясная поляна" открыла новую линию по производству тульских пряников
15 января 2019, 13:57
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин посетил кондитерскую фабрику «Ясная поляна», где открылась новая поточно-механизированная линия по производству тульских пряников, сообщается на сайте правительства Тульской области. Исполнительный директор...
«Магнит» запустит производство кондитерских изделий и бытовой химии до конца года
18 мая 2018, 12:20
Ритейлер «Магнит» запустит три собственных производства до конца года в рамках проекта индустриального парка «Краснодар», заявил журналистам генеральный директор «Магнита» Хачатур Помбухчан на пресс-конкуренции. Предприятия займутся выпуском кондитерской...
На сладкое: кондитеры Волгограда готовы производить торты из местного сырья
3 марта 2015, 17:27
С волгоградскими аграриями сотрудничество развивается и в других направлениях пищевой переработки. Взаимодействие волгоградских предприятий общественного питания с местными сельхозпроизводителями, в том числе, в рамках подготовки к ЧМ-2018, стали главной темой выездного совещания, которое...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: